Древний мир

В этом подразделе мною собраны материалы о людях, живших в эпоху Древнего мира.

 

Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. - самая известная женщина-учёный Древнего мира.
Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки - крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли "Начала" Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.

Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:
"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей".

 Можно встретить мнение, что на этом фаюмском портрете изображена Гипатия, однако это не так. Гипатия жила спустя два века после написания портрета.

 

Фаюмский портрет Гипатия

Клеопатра VII (69 — 30 гг. до н. э.) - последняя царица Египта, самая знаменитая женщина античной эпохи.
Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. Она является одной из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета из македонской династии Птолемеев, основанной Птолемеем I - полководцем Александра Македонского.

 Античный бюст Клеопатры (Британский музей, Лондон)

 

Достоверных изображений Клепатры не сохранилось. Существует несколько античных бюстов Клеопатры, самым достоверным считается алжирский бюст Клепатры, сейчас находящийся в Берлинском музее античности, созданный после её смерти по случаю свадьбы дочери Клеопатры. Одни ученые считают, что это бюст самой Клеопатры в её последние годы, другие считают, что бюст изображает не Клеопатру, а её дочь. Сохранились изображения Клеопатры на монетах, отлитых в её царствование, однако сложно сказать, насколько они отражают её действительную внешность.
Древнегреческий историк Плутарх, видевший портрет Клеопатры, в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так: "красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами — эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский".

Из диалога Платона "Пир":

"Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевшие в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. […] Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, и то, что Гомер говорит об Эфиальте и Оте, относится к ним: это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.

И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, - тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:

- Кажется, я нашел способ сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится. […]Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.

Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, мужественности и храбрости, из пристрастия к собственному подобию. […]