19 век

В этом подразделе мною собраны материалы о людях, живших в 19-м веке.

Развитие классической музыки в России началось поздно по сравнению с Европой из-за запрета Православной церкви на светскую музыку. Значимые русские композиторы творили уже в 18 веке, однако настоящий расцвет русской классической музыки пришелся на 19 век. Первым великим русским композитором стал Михаил Глинка, чьё творчество востребовано до сих пор.
В этом рейтинге собраны самые известные русские композиторы классической музыки, чьи произведения получили больше всего прослушиваний с начала июня по начало июля 2024 года в самом популярном в мире интернет-сервисе потокового аудио Spotify, которым ежемесячно пользуются 615 миллионов человек. В рейтинг включены композиторы, родившиеся в Российской империи, у которых более 4 тысяч подписчиков в Спотифай (подписка на композитора позволяет получать уведомления о новых записях его произведений). Стоит отметить, что понятие "русский композитор" не обязательно отражает национальность композитора (хотя в большинстве случаев это так), но в первую очередь указывает на то, что композитор творил на русском языке. Например, Антон Рубинштейн был евреем, но во всех источниках он указан как русский композитор.

15 место.
Милий Алексеевич Балакирев (1837, Нижний Новгород - 1910) - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава "Могучей кучки" (творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов).
У Балакирева 15 тысяч слушателей и 8,2 тыс. подписчиков на Spotify. Самое популярное произведение - "Колыбельная песня" (8,5 млн. прослушиваний).


Временные границы классической музыки простираются с девятого века до двадцать первого века, однако 2/3 самых популярных сегодня классических композиторов жили и творили в 19 веке, причем все известные композиторы-классики того времени были европейскими (американские композиторы-классики, сравнимые по значимости с европейскими, появляются лишь в 20 веке: это Гершвин, Гласс, Барбер, Бернстайн).
В этом рейтинге собраны 30 самых известных европейских (включая российских) композиторов 19 века. Рейтинг составлен на основе числа прослушиваний произведений композиторов с конца ноября по конец декабря 2023 года в самом популярном в мире интернет-сервисе потокового аудио Spotify, которым ежемесячно пользуются 590 миллионов человек. В рейтинг включены композиторы, у которых более 50 тысяч подписчиков в Spotify. Подписка на композитора в Спотифай позволяет получать уведомления о новых записях его произведений.
Наибольшее представительство в топ-30 у Франции - 8 композиторов (а с учётом Шопена - 9). На втором месте - Германия с 6 композиторами (с учетом Листа - 7). Россию представляют 3 композитора.
Поскольку некоторые композиторы жили на рубеже веков, то в данный список вошли только те, кто застал не менее четверти 19 века и написал в 19 веке как минимум одно известное произведение. Под эти условия подпадают живший на рубеже 18-19 веков Бетховен или родившийся в 1873 году Рахманинов, который в последний год 19 века написал своё самое популярное произведение - Концерт для фортепиано с оркестром №2.

30 место.
Жак Оффенбах / Jacques Offenbach (1819-1880) - французский композитор, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
У Оффенбаха 872 тысяч слушателей и 105 тысяч подписчиков на Спотифай, чаще всего (27 млн. прослушиваний) слушают Баркаролу из третьего акта оперы "Сказки Гофмана".

Томас Алва Эдисон / Thomas Alva Edison - знаменитый американский изобретатель-самоучка и бизнесмен. Эдисон запатентовал более тысячи изобретений, наиболее известными из которых являются лампа накаливания и фонограф. Также на счету Эдисона усовершенствование телеграфа, телефона и определенный вклад в развитие американской киноиндустрии благодаря изобретенному им кинетографу. Эдисон первым в мире создал научно-исследовательский центр.

Томас Эдисон и изобретенный им фонограф. Фотография 1878 года

Томас Эдисон и изобретенный им фонограф. Фотография 1878 года

История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, Евгения Ивановна Колосова (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.

русская балерина Евгения Ивановна Колосова. портрет

Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики, а также философ, яркий представитель школы русского космизма.

Константин Циолковский / Konstantin Tsiolkovsky

Константин Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 года в селе Ижевском под Рязанью. О своей матери Марии Ивановне Юмашевой Константин Циолковский в автобиографии "Черты из моей жизни" писал: "Мать имела татарских предков и носила в девичестве татарскую фамилию", "была выше среднего роста, шатенка, с правильными, хотя немного татарскими чертами лица…" Что касается отца, которого звали Эдуард Игнатьевич, то он происходил из польского дворянского, но обедневшего рода Циолковских. Константин так писал об отце: "Вид имел мрачный. Редко смеялся. Был страшный критикан и спорщик. Ни с кем не соглашался, но, кажется, не горячился. Отличался сильным и тяжелым для окружающих характером. Никого не трогал и не обижал, но все при нем стеснялись. Мы его боялись, хотя он никогда не позволял себе ни язвить, ни ругаться, ни тем более драться.
Был ли отец знающ? По тому времени его образование было не ниже окружающего общества, хотя, как сын бедняка, он почти не знал языков и читал только польские газеты. В молодости он был атеистом, но под старость иногда с моей сестрой посещал костел. Был, однако, далек от всякого духовенства". Мария Юмашева и  Эдуард Циолковский поженились, когда ей было всего 16 лет. Жених был старше невесты на 10 лет. По словам сына, они "очень любили друг друга, но этого не высказывали". Всего у них было 13 детей.

Джон Уильям Годвард (John William Godward) - последний крупный представитель английского неоклассицизма. Иногда его причисляют к поздним прерафаэлитам.
Годвард  родился 9 августа 1861 года в Уимблдоне, пригороде Лондона, в обеспеченной консервативной семье, он был старшим из пятерых детей. Семейной традицией Годвардов было страхование, именно эту профессию прочили старшему сыну. Однако его душа лежала к живописи, семья же не воспринимала его занятия всерьез. Конфликт в семье привел к тому, что Годвард переехал в другой пригород Лондона - Челси, где арендовал дом. С юности художник был влюблен в Италию, он писал портреты прекрасных итальянок, которых он встречал в Англии. Случай сподвиг его посетить в 1905 году страну своей мечты. Дом художника располагался рядом со стадионом "Стэмфорд Бридж", долгие годы стадион практически пустовал, но в 1905 году стадион стал домашней ареной основанного в том же году футбольного клуба "Челси". Постоянный шум, доносящийся теперь со стадиона и мешающий спокойной работе, вынудил художника на время уехать в Италию.
Древнеримская тематика художника была актуальна в то время, Британская империя, переживавшая в то время расцвет, равнялась на древнеримскую империю. Картины Годварда покупали, его имя стало известным.
Начиная с 1910 года, Годвард всё чаще ездит в Италию и в 1912 году решает окончательно поселиться в Риме. Причин тому было несколько. Наряду с любовью к этой стране у Годварда была любовь к одной из моделей, переехавшей в Рим, к тому же ситуация в искусстве в те годы начала меняться. Классицизм переставал быть актуальным, в Англии начали набирать популярность новые направления в искусстве. Отец Годварда к тому времени давно умер, мать же не простила сына за то, что он уехал из Англии, увлекшись обычной итальянкой.
Предположительно, Годвард работал в той же мастерской, которую незадолго до этого покинул И.Е. Репин. В 1913 году на Международной выставке в Риме его картина "Бельведер" была награждена золотой медалью, в то же время одна из любимейших работ самого Годварда - "Золотые часы", выставленная на той же выставке в том же году, осталась незамеченной.

 Золотые часы

Джон Уильям Годвард. Золотые часы / John William Godward. Golden Hours

Мария Николаевна Волконская - жена декабриста Сергея Волконского, последовавшая за ним в Сибирь. Поклонником Марии Волконской был А.С. Пушкин, а Н.А. Некрасов посвятил ей вторую часть поэмы "Русские женщины".
Среди декабристов Мария Волконская получила прозвище "дева Ганга" (Ганг - река в Индии). Декабрист Андрей Розен так вспоминал о ней: "Молодая, стройная, более высокого, чем среднего роста, брюнетка с горящими глазами, с полусмуглым лицом, с гордой походкой, она получила у нас прозванье "дева Ганга". Она никогда не выказывала грусти, была любезна с товарищами мужа, но горда и взыскательна с комендантом и начальником острога". Невестка Марии Волконской писательница Зинаида Волконская, у которой она останавливалась в Москве перед отъездом в Сибирь, писала о Марии Волконской: "О ты, пришедшая отдохнуть в моём жилище, ты, которую я знала в течение только трёх дней и назвала своим другом! Образ твой лёг мне на душу. Я вижу тебя заочно: твой высокий стан встаёт передо мною, как величавая мысль, а грациозные движения твои так же мелодичны, как небесные звёзды, по верованию древних. У тебя глаза, волосы, цвет лица, как у девы, рождённой на берегах Ганга, и, подобно ей, жизнь твоя запечатлена долгом и жертвою..."

Мария Волконская.  Х.Я. Эри, с оригинала П.Ф. Соколова, 1821 год

Мария Волконская.  Х.Я. Эри, с оригинала П.Ф. Соколова, 1821 год

 Виктория - величайшая английская королева после Елизаветы Первой. Виктория пробыла на троне 63 года — больше, чем любой другой британский монарх.
Виктория родилась в Лондоне 24 мая 1819 года. Отцом Виктории был Эдуард Август, герцог Кентский, четвёртый сын короля Георга III. Матерью будущей королевы Виктории была Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская, герцогиня Кентская. Отец Виктории умер от воспаления легких, когда дочери было 8 месяцев. Викторию воспитывала мать-немка, потому первые годы жизни будущая королева Великобритании говорила только на немецком языке. Виктория получила хорошее образование и владела несколькими языками: английский, немецкий, французский, итальянский.
20 июня 1837 году умер король Великобритании Вильгельм IV. Он не оставил законных наследников и на британский трон взошла его 18-летняя племянница Виктория.

Франц Винтельхальтер. Портрет королевы Виктории, 1844-45 

Франц Винтельхальтер. Портрет королевы Виктории, 1844-45