В этом подразделе мною собраны материалы по исламу. Большое внимание уделено описанию положения женщины в исламе.
Абайя (в русском языке также встречаются написания "абайа" и "абая") - мусульманское женское платье. В отличие от платья-джалабии, которое, как правило, является домашней одеждой, абайя - это платье, предназначенное для ношения в общественных местах. Обычно оно чёрного цвета. Как говорят некоторые историки, сражения между разными арабскими племенами часто происходили ночью, поэтому женщина, одетая в чёрное, могла незаметно убежать. В то же время мужчины одевались в белое, чтобы их было хорошо заметно. Поэтому в арабских странах чёрный цвет стал преобладающим в одежде женщин, а белый цвет - в одежде мужчин.
Еще несколько десятков лет назад мусульманкам в странах Персидского залива (Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар и др.) было не до моды: они жили в бедности, рано выходили замуж, занимались хозяйством, детьми. Мало кто умел писать и читать. Но благодаря добыче нефти некогда бедные и отсталые страны вошли в число самых богатых стран мира. С расцветом экономики в жизнь мусульманок вошли такие блага цивилизации, как мода, образование, интернет. Поэтому сейчас на улицах Дубая, Абу-Даби и других арабских городов часто можно встретить мусульманок в модной абайе, украшенной цветными вставками (иногда абайя бывает целиком цветной), стразами, кружевами, вышивкой. Для многих мусульманок абайя становится средством самовыражения. По абайе можно судить о вкусе женщины, о её статусе, финансовых возможностях. Немало мусульманок участвует в интернет-форумах, где обсуждаются вопросы моды и красоты.
Впрочем, большинство мусульманок даже в богатых арабских странах по-прежнему предпочитают носить чёрную абайю с незначительной отделкой, а нарядные одевать только на торжества. Кроме того, не все мужчины позволяют своим жёнам одеваться красиво и модно.
От предпочтений в области моды и финансовых возможностей зависит, где женщины предпочитают купить абайю: самые богатые покупают абайи, сшитые дизайнерами в единственном экземпляре, бльшинство покупает абайи в магазинах или заказывают в обычном ателье. Некоторые предпочитают самостоятельно шить абайи.
Абайя носится обычно с платком, т.е. является хиджабом. В более консервативных семьях абайя носится с никабом. Однако в менее религиозных семьях абайя считается не столько религиозной, сколько национальной одеждой, поэтому абайю не всегда можно приравнять к хиджабу.
Джалабия (по-арабски "платье") - мусульманская одежда, как мужская, так и женская, представляющая собой платье или рубаху до пят. У джалабии длинные рукава, закрывающие руки до кистей. Покров джалабии свободный, что позволяет женщинам скрывать очертания фигуры и выполнять таким образом предписания ислама, запрещающие выставлять себя напоказ перед чужими мужчинами.
В Марокко такой вид одежды имеет название джеллаба и может иметь капюшон.
В этой статье будет представлена только джалабия для женщин.
Простая джалабия - это обычно домашнее платье. Существуют также праздничные джалабии, богато украшенные вышивкой. В Объединённых Арабских Эмиратах праздничные джалабии известных брендов (например, Al Yashmak, Kashkha, Bait al Bahraini) стоят немалые деньги - от 500 до 700$.
В представлении многих людей на Западе и в России женщина в исламских странах видится полностью зависимой от мужчин. Однако начиная со второй половины прошлого столетия женщины в мусульманских странах принимают всё более активное участие в общественной и политической жизни. Ярким примером успешной мусульманской женщины является королева Иордании Рания. Но существуют еще более яркие примеры, когда женщины в исламских странах демократическим путем приходили к власти. Далее представлен рейтинг из 10-ти самых ярких и успешных женщин-политиков мусульманского мира. При оценке политической успешности учитывались следующие факторы: значимость политического поста, длительность пребывания у власти, экономические и политические итоги деятельности, а также нравственная оценка деятельности женщины-политика.
В рейтинге представлены политики из следующих стран: Иран (население - 80 млн. чел., 98% - мусульмане), Косово (население - 2,2 млн. чел., 90% - мусульмане), Гамбия (население - 1,7 млн. чел., 90% - мусульмане), Афганистан (население - 28,15 млн. чел., более 90% - мусульмане), Индонезия (237,64 млн. чел., 86% - мусульмане), Турция (население - 73,72 млн. чел., 90% - мусульмане), Киргизия (население - 5,48 млн. чел., 80% - мусульмане), Пакистан (население - 168,85 млн. чел., 96% - мусульмане), Бангладеш (население - 162,22 млн. чел., 89,7% - мусульмане).
10-е место: Массуме Эбтекар (род. 8 июля 1960) - бывший вице-президент Ирана.
Впервые имя Массуме Эбтекар стало известно, когда она стала пресс-секретарем захватчиков посольства США в Иране во время Исламской революции в 1979 году. Эбтекар была одним из основателей реформистской партии – Исламского Иранского фронта участия. В 1997 году президент Ирана Мохаммад Хатами сделал ее вице-президентом (директором Национального агентства по защите окружающей среды). После своего прихода к власти в 2005 году новый президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заменил Массуме Эбтекар на другую женщину - Фатиму Джавади. Однако первая в истории Ирана женщина, ставшая вице-президентом, остается в политике по сей день. Сейчас Массуме Эбтекар является членом городского совета Тегерана, где продолжает заниматься вопросами экологии.
Массуме Эбтекар замужем, имеет двоих детей.
Турецкая фирма Armine была создана в 1994 году и сначала выпускала только шелковые шарфы. Благодаря шарфам бренд Armine приообрел популярность и руководство фирмы в 2006 году приняло решение расширить ассортимент фирмы до всего спектра мусульманской женской одежды. Площадь производственных цехов Armine составляет в настоящее время 6 тысяч квадратных метров. Штаб-квартира Armine находится в городе Бурса (4-й по населению город Турции).
Как заявляет руководство Armine, миссия фирмы заключается в выпуске шелковых шарфов и одежды с использованием новейших технологий и в духе следования традиционным мусульманским ценностям.
Модели от турецкой фирмы Armine (осень-зима 2010):
Турецкая фирма Armine была создана в 1994 году и сначала выпускала только шелковые шарфы. Благодаря шарфам бренд Armine приообрел популярность и руководство фирмы в 2006 году приняло решение расширить ассортимент фирмы до всего спектра мусульманской женской одежды. Площадь производственных цехов Armine составляет в настоящее время 6 тысяч квадратных метров. Штаб-квартира Armine находится в городе Бурса (4-й по населению город Турции).
Как заявляет руководство Armine, миссия фирмы заключается в выпуске шелковых шарфов и одежды с использованием новейших технологий и в духе следования традиционным мусульманским ценностям.
Модели от фирмы Armine (осень-зима 2010):
Если упрощенно посмотреть на виды женской одежды в исламе, то их можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). Среди мусульман нет единого мнения в вопросе о том, какой вид одежды более соотвествует духу ислама, но большинство мусульманских ученых в современном мире склоняется к хиджабу.
В Коране сказано: «О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления.» (Коран, 33:59)
Т.о. изначальный смысл сокрытия женского тела, а часто и лица – защита женщины, а не её унижение. Замужние женщины закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах (в сельской местности, где «чужих» не было, паранджу не носили), к тому же подобная просторная одежда, целиком скрывающая тело, была очень удобна для кормления грудью ребенка прямо под одеждой. В парандже женщина чувствовала себя защищенной. Вот что говорит современная мусульманка художница Айдан Салахова:
"Я пробовала ходить в чадре в Арабских Эмиратах. Раньше у меня была некая жалость к женщине в чадре: бедная, это очень неудобно. Но когда ты ее надеваешь, совершенно другое впечатление. Ты можешь смотреть на мир, как хочешь. Ты можешь быть накрашена или не накрашена, можешь быть в любом состоянии — ты закрываешься. Когда мы выходим из дома, то всегда надеваем некую маску: мы хотим выглядеть хорошо и существует какой-то самоконтроль. А в парандже есть ощущение абсолютной свободы, как это ни странно звучит." (www.ogoniok.com/4997/29/)
Существует хадис, в котором пророк Мухаммед во время паломничества запретил мусульманкам закрывать лицо и кисти рук, на основании этого многие ученые и делают вывод, что мусульманке достаточно закрыть тело, но лицо и кисти рук оставить открытыми.
Никаб - мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз. Существует хадис, в котором пророк Мухаммед во время паломничества запретил мусульманкам закрывать лицо и кисти рук, на основании этого многие ученые и делают вывод, что мусульманке достаточно закрыть тело, но лицо и кисти рук оставить открытыми. Потому никаб, в отличие от хиджаба, не обязателен для мусульманки, хотя в мусульманских странах никаб широко распространен.
Гульнара Нуруллина, руководитель фирмы-производителя мусульманской одежды «Hayat», кандидат экономических наук, автор книги «Женщина в Исламе», Москва:
"Я не считаю никаб обязательным в Исламе. Может быть, в стране, где он является частью традиционной одежды, я бы и стала его носить. В России сегодня к хиджабу уже вырабатывается спокойное отношение, к платкам начинают привыкать. Но у нас лицо человека – это важно, и, надев никаб, женщина сама отгораживает себя от общества."
Зейнаб Лебедева, активистка Санкт-Петербургского исламского культурного центра «Источник»:
"Чисто эстетически я отношусь к никабу очень положительно. Но с точки зрения Шариата он не обязателен. Может быть, где-то это нужно и даже необходимо, но у нас, в Питере, это ни к чему. Наоборот, никаб здесь раздражает людей и негативно сказывается на имидже Ислама. (...)
Но эстетически никаб очень красив. Если уж мусульманки хотят не привлекать внимания и скрывать свою красоту, то следует носить паранджу – полностью скрывать лицо, чтобы не было видно глаз, потому что именно глаза в сочетании с никабом делают женщину такой красивой."
Многие считают, что в исламе у женщины вообще нет никаких прав, только одни обязанности - ублажать мужа и всю жизнь ходить в парандже. Хотя на самом деле положение женщины в исламе гораздо лучше, чем в иудаизме и в некоторых аспектах лучше, чем в христианстве, хотя и однозначно хуже, чем в буддизме.
Брак в исламе заключается в виде устного договора на неопределенный срок. Большую часть выкупа за невесту отец невесты предает ей. Это её имущество на всю жизнь. Это имущество называется махр. В махр может входить и часть имущества отца женщины.
Муж обязан проводить с женой минимум каждую четвертую ночь. Жена может развестись с мужем, если по его вине она не может иметь детей от него. Муж не имеет права оставить жену более чем на три месяца. Муж должен содержать жену, если он не может временно этого делать, то жена имеет право продать любую часть имущества мужа. При разводе детей до семи лет воспитывает женщина, после семи лет - мужчина.
В день свадьбы мусульманка должна выглядеть нарядной и красивой, однако её свадебный хиджаб должен оставаться хиджабом, т.е должны быть открыты только лицо и кисти рук. Шея, предплечья, уши должны быть закрыты. Ткань свадебного наряда мусульманки не должна быть просвечивающей и прозрачной. Свадебный хиджаб должен быть достаточно свободным и скрывать очертания тел. Недопустим облегающий тело свадебный наряд, подчеркивающий формы невесты. Мусульманская невеста не должна излишне источать аромат духов и других ароматических веществ. Ткань свадебного хиджаба не обязательно должна быть белой, допускаются и другие цвета.